Национально-региональный компонент

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети, посещающие МАДОУ № 122, воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

Цель и задачи регионального дошкольного образования

 

Решению вышеназванных задач способствует реализация основной общеобразовательной программы МАДОУ № 122 с использованием  программы Р.Х. Гасановой «Земля отцов».
Социально-этнический состав дошкольного образовательного учреждения № 122 мультикультурен и включает в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Республике Башкортостан: башкиры-37 детей, русские-225 детей, татары-154 ребенка, марийцы-1, чуваши-2, а также - стран ближнего зарубежья: армяне-1, украинцы-7. Этот существенный фактор послужил основанием для обновления и обогащения содержания регионального компонента  с учетом социально-этнической среды дошкольных групп, а именно, позволил поиск новых форм физического воспитания детей, заключающихся в использовании народных подвижных игр.

Народные игры имеют богатейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка.
В ДОУ № 122 созданы определенные условия для организации двигательной активности детей. В физкультурном и музыкальном залах, в центрах здоровья групп имеется достаточное количество атрибутов к подвижным народным играм:
•    Башкирские: «Курай», «Муйуш алыш (Уголки)», «Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)», «Букэн кайыш  (Поймай воробья поясом)», «Кугарсэн (Голуби)», «Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)» и др.
•    Русские: «Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята», «Жмурки», «Кошки-мышки».
•    Татарские:  «Маляр и краски», «В узелок», «Хромая  лиса», «Серый волк», «Спутанные кони».   
•    Чувашские: «Рыбки», «Луна или солнце».
•     Марийские: «Борьба за флажки».
•    Игры народов стран зарубежья: украинские: «Заря», «Иголка, нитка и узелок», «Хоровод; армянские: «Цветы и ветерки»,
«Пастух».

Большое значение уделяется учёту гендерных особенностей детей при использовании разнообразных народных подвижные игр и состязаний на базе двигательной активности.

Элементы народных подвижных игр активно используются на занятиях в бассейне: «Караси и щука», «Великаны и карлики», «Мельница», «Лягушка и цапля», «Жучок-паучок» и др.
В рамках работы с элементами черлидинга для музыкального сопровождения наряду с традиционными произведениями используются фрагменты  народной музыки в современной аранжировке.

Формы и приёмы организации образовательного процесса в ДОУ

по образовательной областям:

«Физическая культура» и «Здоровье»

с использованием материалов  национально-регионального  компонента

Систематически в учреждении проводится целенаправленная планомерная работа с участием педагогов, детей и родителей.

 Использование потенциала национально-регионального компонента  в физическом воспитании стимулирует физическое развитие ребенка, повышает не только двигательную активность, но и формирует у детей этику межнациональных отношений, помогает сохранить народные традиции.

Вернуться к списку