Скоро в школу

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

  1. Свое имя, фамилию, отчество.
  2. Свой возраст, дату рождения.
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей.
  7. Времена года, (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних животных и их детенышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
  10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  11. Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать, уметь рассказывать русские народные сказки.
  13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
  14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх – низ и т.д.)
  16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  17. Запоминать и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
  18. Различать гласные и согласные звуки.
  19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контору предмет).
  22. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.
  23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. 

Как подготовить к школе леворукого ребенка?

Бережное отношение к таким детям благоприятно сказывается на их развитии.
Подготовка к школе может быть эффективной только тогда, когда она строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Особенности развития, которые наиболее часто встречаются у левшей:

- нарушения или дефицит речевого развития;
- нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприятия;
- нарушения моторного развития, координации движений руки, кисти, пальцев;
- нарушения зрительно-моторных интеграций.

Эти функции являются школьно-значимыми, именно на их основе идет формирование базовых школьных навыков письма и чтения. Поэтому так важно уже в 5-6 лет, до школы обнаружить эти особенности развития и выстроить работу по подготовке леворукого ребенка к школе так, чтобы по возможности скомпенсировать или скорректировать эти нарушения. Подготовка к школе не может и не должна быть обучением ребенка тому, чему его будут учить в школе. Нужно не учить его писать, а готовить к письму, не учить читать, а сделать все, чтобы процесс чтения не вызывал затруднений. Значительный процент леворуких детей имеют нарушения речевого развития. Но нередко эта сторона развития остается без внимания родителей до школы. Между тем нормальное речевое развитие, хорошо развитая речь – непременное условие подготовки ребенка к систематическому обучению. Нарушения речевого развития осложняют процесс формирования навыков письма и чтения, вызывают комплекс трудностей. Правильное звукопроизношение должно быть сформировано к 4-5 годам. Различают три формы нарушения звукопроизношений: искаженное произношение звука; отсутствие звука в речи; замена одного звука другим. Для того чтобы проверка звукопроизношения не была нудной работой, можно поиграть с ребенком в лото. Подбирают по 2-3 картинки так, чтобы нужный звук был в начале, в середине и в конце слова, (например: звонкие согласные «в» - вилка, сова, ванна, ива; «б» - батон, грибы, зубы, арбузы, барабан, банка). Важно, чтобы занятия, которые проводят родители, были систематическими, а работа по формированию звукопроизношения была планомерной, последовательной. Вне зависимости от вида нарушений звукопроизношения ребенок должен освоить правильные движения органов артикуляционного аппарата. И в этом очень помогает артикуляционная гимнастика. Эта гимнастика полезна и детям со смазанной, нечеткой речью. Комплексы артикуляционной гимнастики вы можете взять у логопеда ДОУ.

Психологическая готовность к школе.

Готовность к школе определяется как комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и сознательной позиции школьника. Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же достижения определенного уровня физической зрелости.
Выясните, умеет ли будущий школьник:

- заниматься одним делом в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания;
- действовать точно по образцу (срисовать простой рисунок, не заменяя деталей);
- действовать в заданном темпе и ритме без ошибок на протяжении 4-5 минут;
- хорошо ориентироваться в пространстве и на месте на листе бумаги;
- ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «сначала-потом», «одинаково-разное»;
- запоминать короткие стихотворения.

Объясните будущим первоклассникам, зачем дети ходят в школу, рассмотрите иллюстрации о школе, о школьных принадлежностях. Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного помогут детям реальнее представить свое школьное будущее. Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с другими детьми и взрослыми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем – то собеседнику или партнеру.

Вернуться к списку